Атрибутика: украшение елки


Первое письменное упоминание об украшении елки было сделано в Латвии, в городе Риге, в 1510 году. Тогда дерево было наряжено бумажными цветами, а вокруг него водили хоровод — до тех пор, пока купцы, устроившие этот явно языческий ритуал, не спалили его. В Прибалтике и Германии елки на зимние праздники быстро обрели популярность. Первоначально дерево украшали сладостями, орехами, яблоками. Предание связывает появление стеклянных шаров с с неурожаем яблок в Германии в 1848 году. Тогда стеклодувы в местечке Лауша в Тюрингии наделали взамен стеклянных «яблок» и с успехом их распродали, что положило начало регулярному производству украшений к празднику.

Традиция украшать ёлки на Рождество пришла в Британию вместе с немецкими иммигрантами в начале XIX века, и как до этого в континентальной Европе, быстро распространилась на островах. Здесь немецкие традиции скрестились с кельтскими и друидическими традициями и поверьями, прежде всего с культом омелы и верой в её особые свойства. И ранее существовало поверье об особом очистительном свойстве венка из омелы. Считалось, что встретившиеся под ним противники должны отложить оружие и не браться до него до следующего дня. Поцелуй же под венком омелы считался невинным и целомудренным. В комбинации с новыми традициями Рождества это привело к появлению рождественских венков как обычного украшения дверей дома (или над входом дом) и внутри.

К кельтской же традиции относится украшение ёлки и дома ветками па́дуба остролистного с его ярко-красными ягодами. В тех местах, где это растение не произрастает, использовались его ближайшие родственники, сейчас же чаще приобретаются художественные имитации.

Хотя в Европе обычай приносить на святки в дом вечнозеленое дерево и украшать его фруктами, орехами и сластями был очень рано осужден церковью как языческая традиция, он, как и сама старая религия, так никогда и не был полностью искоренен. Даже в сороковые годы XVII века европейские богословы все еще осуждали этот обычай. Один из них писал: «Среди прочих пустых затей, которые устраивают во время Рождества, забывая о слове Божьем, — рождественское дерево, или ель, которую ставят в доме и украшают куклами и сахаром!»

В Америке обычай украшения елки широко распространился лишь после 1841 года, когда королева Виктория велела нарядить новогоднюю елку в Виндзорском дворце. Ранее, как считали некоторые, этот обычай уже привезли с собой в Америку гессенские солдаты во время Войны за независимость. Гессенцами они назывались потому, что прибыли из немецкой земли Г'ессен, а земля эта издавна была известна тем, что там, особенно на знаменитой Брокенской горе в Гарце, устраивали свои сборища ведьмы. Первое известное упоминание об украшении вечнозеленого дерева в Америке относится к 1747 году. Это произошло в моравингском селении Бетлехем, в Пенсильвании; правда, вместо настоящей елки там был деревянный каркас с прикрепленными к нему вечнозелеными ветвями. Стоит отметить, что именно в Америке появилась первая электрическая гирлянда, заменившая пожароопасные свечи, которыми украшали ветки ранее. Освещение рождественского дерева - еще одна старая традиция.

В Российской империи производство собственных украшений было не столь значительно, но их массово завозили на праздники из Европы, в первую очередь из Германии. Старейшим собственным производством украшений являлось стеклодувное предприятие в Клину, основанное ещё по указу Меншикова в начале XVIII века. После революции празднования Рождества стали подвергаться всё большим гонениям, вначале непрямым, затем официальным, закончившимися в канун 1929 года прямым запретом на праздник и устройство ёлки. Но граждане не перестали украшать елки украдкой, а игрушки продолжали производиться кустарным способом. Как раз к "периоду запрета" относят самые редкие и дорогие коллекционные советские елочные украшения.

Ситуация изменилась только в канун 1935 года, однако теперь шла не о праздновании Рождества Христова, а именно о праздновании Нового года. Все старые и новые традиции тщательно очищались от какого-либо религиозного оттенка. Это отразилось и на возобновлённом в стране производстве ёлочных украшений: место шестиконечной золотой или белой Вифлеемской звезды заняла пятиконечная красная или обычное декоративное навершие («пика»). Ну, а место шаров и ангелов заняли самые разнообразные фигурки людей, животных, фруктов, овощей. Разнообразие цветных фигурок на ветвях вообще отличало советские ёлки от западных, где украшения могли быть разноцветными, но обычно единой формы.

Самыми ранними украшениями часто служили фрукты и орехи, пирожные и печенье. Позже, в викторианскую эпоху, появилось много цветных литографированных елочных украшений из картона с отделкой из проволочной мишуры. Подавляющее большинство елочных игрушек викторианской поры изображают Санта-Клауса, элегантно одетых викторианских дам, детей с охапками игрушек или окруженных весенними цветами. На рубеже XIX-XX веков популярность приобрели игрушки из дутого стекла; многие из них были стеклянными копиями прежних елочных украшений — фруктов и орехов. Среди этих хрупких стеклянных сокровищ, импортированных из Германии Ф.В. Вулвортом в первые десятилетия XX века, многие имеют языческий смысл.

В России начала советской эпохи очень распространены были игрушки из папье-маше и фигурные игрушки из стекла. Некоторые из них сохранились в семьях до сих пор.
_______________
По материалам Википедии и книги П. Кампанелли «Возвращение языческих традиций»

Комментарии

Популярные сообщения

Изображение

Магия цвета