Мокошь и Параскева-Пятница – хозяйки октября


Мо́кошь (Ма́кошь) — славянская богиня, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище. Мокошь – женщина с длинными руками, прядущая кудель, что символизирует Нить Судьбы. Она ближе к Старухе, чем к Деве, покровительствует женщинам, в частности, матерям и роженицам.
Б. А. Рыбаков считал, что имя богини происходит от ма - «мать», и кош - «жребий» или «корзина для зерна». С другой стороны, имя Мокоши М. Фасмер связывает со словом «мокнуть». Мокошь в том числе считается покровительницей стихии Воды. Женщины приносили ей подношения, кидая в колодцы спряденную кудель, что связывает Мокошь с европейскими богинями колодцев и источников. Обряд этот звался «мокриды», что также считается однокоренным с именем Мокоши. В то же время, В. В. Иванов и В. Н. Топоров предлагают и другую трактовку — от слова mokos, «прядение». Восточные славянки верили, что если оставить кудель без присмотра недопряденной – «Мокошь опрядет». Мокошь – не просто «женская богиня», помогающая найти мужа или родить: образ небесной пряхи издавна связан с мудростью и ходом времени. Она же покровительствует плодородию и изобилию.

Символы Мокоши – клубок ниток, кудель, рога. Иногда с нею связывают также кошек и лунный камень. Характерный рогатый убор, который носили славянки, также считается заимствованным из культа Мокоши, которую считали и Лунной богиней. Идолы Мокоши делали из осины и прочих «женских» пород дерева.

Культ Мокоши выжил во времена христианства, слившись и превратившись в культ Параскевы-Пятницы – святой, чьим днем считалась пятница, причем функции Мокоши органично перетекли к Пятнице, которая стала в народном сознании чем-то вроде божества, и функции ее считались сродни волшебным и обрядовым. Точно так же Параскева-Пятница покровительствует женщинам, прядению и ткачеству, и любым «женским» занятиям, а также родовспоможению. Помимо прочего, однако, к Пятнице обращались незамужние девушки с просьбой помочь вступить в брак. Фактически, Параскева-Пятнница – «уменьшенный» вариант Мокоши: более приближенный к народному быту, более очеловеченный и лишенный величественных судьбинских черт. Ее изображали и как женщину с гигантскими грудями, которые она закидывает за спину, что напоминает нам о шотландских бенни.

Главным месяцем Параскевы-Пятницы был октябрь, на начало которого приходится период «бабьего лета». Но точно так же связан октябрь и с Мокошью. В результате эпохи двоеверия, когда языческие верования еще сохранились, а христианство уже владычествовало, праздники Мокоши и Параскевы слились между собой. В октябре отмечалось два праздника – 14 и 28 числа по старому стилю (по новому это 27 октября и 10 ноября). Интересно, что изначально, скорее всего, даты эти были передвижными, потому что день и Мокоши, и Параскевы-Пятницы – пятница, а между тем, каждый год на 14 и 28 числа выпадали разные дни недели. Позже, если 14 или 28 выпадало на пятницу, этот день отмечался особенно пышно. А кроме того, неделя от последней пятницы октября до первой пятницы ноября считалась «бабьей неделей», пригодной для любого «бабьего ведовства». В оба дня запрещено было купаться и купать детей, прясть и ткать (только обрабатывать лен).

Первый день назывался в позднем народном календаре Параскева-Грязниха, в этот день начинали мять и трепать лен, а равно как творили заговоры на женскую долю, смотрели вещие сны о женихах. Например, существовал заговор на гребенку: «Стану я раба Божия (имя), гребёнку надевать, женихов к себе зазывать. Как пчёлки на мёд летят, на цветки глядят, так бы и ко мне женихи спешили. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После наговора девушка носила гребёнку семь дней подряд. Или простая молитва: «Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее!». В этот день женщины наряжались в собственноручно сшитую и вышитую одежду, выходили на улицу показать свое мастерство, а вечером пекли пироги с медом, рыбой, капустой и ягодами. В то же время Пятнице молились у источников, и даже устраивали молебны у колодцев, ранее считавшихся священными: Параскева-Пятница была еще и «Водной и Земной матушкой», то есть у Мокоши она взяла и черты хранительницы Воды и Земли.

Второй день – 28 октября – интереснейшим образом совпадает с кануном кельтского Самхэйна. В этот день первый обтрепанный пучок льна приносили в церковь, чтоб освятить, а потом клали под домашнюю икону Св. Параскевы. Туда же помещали различные плоды из своего сада и огорода, причем хранить их надо было до следующего октября. В славянском языческом календаре этот день – Осеннее Мокошье. В него проводился обряд «мокриды». Вот как он описывается:

«На священное дерево, посвящённое Великой Матери, большую берёзу или липу (либо старую рябину с толстым стволом), навязывают особливые наузы с прошениями и наговорами. Жрицы Макоши «творят мокриды»: расчёсывают гребнями кудель («распутывают» Покутные Нити), предварительно омыв кудель «молчальной» (то есть набранной в молчании — без каких-либо наговоров) водой. Жрец либо волхв три раза подряд спрашивает у них: «Что деете?» Они отвечают: «Рукодельице, батюшка!» Затем: «Лён-конопель треплем — Красной Макоши на передничек!» И, наконец: «Мокриды творим!» Затем жрицы благословляют всех собравшихся, обходя коло посолонь и кропя водой с кудели. Все в ответ кланяются, благодарят Макошь за Дары Её, после чего устраивают братчинный пир горой»


Источники: раз два три

Комментарии

Популярные сообщения

Изображение

Магия цвета