Русские пасхальные приметы и обряды


Праздник Пасха характеризуется большим количеством народной обрядности, происходящей еще из языческих времен; так было и есть не только в славянских странах, но и в старой Европе.
Исследователь непознанного С. В. Максимов писал:

«Как самый большой и наиболее чтимый христианский праздник, Пасха, естественно, группирует вокруг себя целый цикл народных примет, обычаев, суеверий и обрядов, неизвестных церкви, но пользующихся большой популярностью в темной среде деревенского люда. Общая характерная черта всех этих народных праздников есть все то же двоеверие, которым и доныне пропитаны религиозные понятия русского простолюдина: крестная сила хотя и побеждает нечистую силу, но и до сих пор эта побежденная и поверженная во прах темная сила держит в своей власти робкие умы и наводит панический ужас на робкие души».

Итак, по-прежнему вокруг Пасхи – не счесть суеверий, многие из которых мы просто не замечаем, а некоторые – очень любопытны.

Например, особым ореолом окружена традиция, связанная с «писанками» - крашеными яйцами. Пасхальное яйцо наделяется огромной силой, особенно если оно получено от священника при обмене яйцами, или просто освящено в церкви. Такое яйцо держат дома все 12 месяцев для счастья, благополучия, здоровья и защиты. Полученное от священника при христосовании яйцо давали съесть тяжело больному человеку, причем хранить его на божнице могли от 3 до 12 лет! Чтоб потушить пожар, человек праведного образа жизни брал такое яйцо и три раза оббегал вокруг горящего дома со словами «Христос Воскрес». Во время пасхального молебна яйцо быстро зарывали в зерно, хранящееся в амбаре, а потом, выезжая сеять это же зерно, брали яйцо с собою – это обеспечивало отличный урожай. Носили с собой пасхальное яйцо и искатели кладов. Существовали интересные обычаи, связанные с покойными близкими: если на кладбище трижды «похристосоваться» с надгробным камнем покойного, разбить яйцо на могиле и скормить его любой птице, то считалось, что умерший получит отпущение всех земных грехов. Кроме того, говорили, что если выйти с яйцом на перекресток и покатить писанку по дороге – то черти, собирающиеся в пасхальную ночь вокруг людских жилищ, побегут словно зайцы.

Кстати о чертях – в пасхальную ночь нечистая сила особенно страдала от звуков колоколов, и крестьяне бегали «посмотреть на чертей», захватив с собой свечу, с которой отстояли пасхальную заутреню. Считалось, что если с такой свечой пойти в темный угол двора, увидишь там корчащегося в муках черта. Непросто приходилось и ведьмам-колдунам: в момент заутрени все ведьмы оказывались спиной к алтарю, ну а колдуна можно было опознать по хвосту, если встать с заговенным творогом у церковных дверей и взяться за дверную скобу.

Много примет связано с общением с умершими родственниками. Если во время крестного хода, когда процессия покидала храм, спрятаться в уголке и остаться одному, можно было якобы увидеть своих родных – они собирались в церкви, чтоб тоже отметить праздник. С собой надо было захватить свечу. Поговорить с покойниками можно было на кладбище, готовиться к общению начинали загодя: с Великого Четверга ничего не ели, пятницу и субботу молились и не разговаривали, а после заутрени шли на кладбище, молились, клали три земных поклона, ложились на землю и кричали: «Христос Воскрес, покойнички!». Тут мертвецы откликались прямо из-под земли, и спрашивать их можно было о чем угодно...

Этим пасхальные приметы не ограничиваются. Дело находилось каждому члену семьи, любому человеку было, что «взять» от праздника Пасхи. Для хозяек был важен пасхальный стол. Даже кости от него сберегались, чтоб потом бросать летом в огонь с целью защиты от грозы, либо зарыть в землю на пашне для богатого урожая. Воры старались выкрасть у молящихся на заутрене хоть что-нибудь, чтоб потом весь год красть, не боясь быть пойманным. Игроки шли в церковь с монеткой в башмаке, чтоб выигрывать в будущем году. Зато охотники, напротив, не поднимали ружья всю Святую неделю, боясь гнева свыше. Девицы умывались водой с красного яйца, дабы стать краше. Любопытные хозяева прятались во время заутрени в хлеву под бороной, чтоб увидеть воочию домового.

По книге С. В. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила»

Комментарии

Популярные сообщения

Изображение

Магия цвета