Велес – скотий бог, покровитель мудрости и богатства


Велес – один из самых многозначных славянских богов, и вместе с тем один из самых известных и популярных. Исследователи расходятся даже в том, являются ли Велес и Волос именами одного и того же божества, или же «истинным» именем был только Волос, а Велес то ли имя собственное, то ли наименование некоего духа. Многие историки отделяют Велеса от Волоса, но общепринято все же говорить о нем, как об одном и том же существе – участнике древнеславянского пантеона богов. 

Велес – бог, наиболее приближенный к людям. Его называют «скотьим богом» - он считался покровителем домашней скотины, а равно и диких животных, бог этот крайне почитался крестьянами, и остатки его культа сохранились надолго. Одновременно Велеса связывают с мудростью, поэзией, умением складывать слова в повествование. С третьей же стороны Велес – бог богатства, земного изобилия, плодовитости, урожая. Изначально это был бог «простых людей», одно из его прозваний «бог всея Руси», тогда как Перун считался покровителем княжеской дружины, то есть высшего сословия. В Киеве идол Велеса стоял отдельно от идола Перуна и прочих «верховных» богов, находясь в нижней части города, среди жилищ торговцев и ремесленников. Такая же аналогия с верхом и низом наблюдалась в Хорватии, где под горой Перун находится поселок Волоско, и в Македонии, где город Велес расположен под горой Илии-пророка (христианского аналога Перуна). 


Здесь стоит остановиться на том, что во многих названиях населенных пунктов России и прочих славянских стран мы встречаем названия, определенно произошедшие от имени Велеса в различных изменениях. Нередко считается, что они связаны с христианским святым Власием Севастийским (который в сознании народном заменил языческого Велеса, став также покровителем скота), однако более тщательные исследования часто обнаруживают, что церкви Власия построены... на местах, где ранее были капища Велеса. Такова церковь Власия в Нижнем Новгороде, на перекрёстке трёх улиц — Мерецкова-Волосова, Каберова-Власьевской и Большой Власьевской, в названиях улиц также прослеживаются прямые ассоциации. В Ленинградской области есть Волосовский район, где сохранилось капище Велеса, и существует город Волосово. В Москве мы находим Большой и Малый Власьевские переулки, на пересечении их находится храм Власия. Любопытно, что изначально место это было выгоном скота, где селились пастухи, и лишь много позже выросла слобода и появился храм, посвященный Власию Севастийскому. Считается, что в церкви этой особенно хорошо молиться, если дела финансовые идут плохо. 

Велес – пожалуй, что «зимний» бог, его дни отмечали в канун Зимнего солнцестояния, а также в феврале - сегодня это день Св. Власия, 24 февраля по новому стилю, 12 февраля по старому стилю. Почести Велесу воздавали в конце августа, когда и завивали «Велесову бороду», и в начале июля, когда начинали жатву. Символы Велеса – медведь, филин, змея (в некоторых вариантах), вечнозеленые деревья, сноп пшеницы, золото, рога. Характерно, что длинные и густые волосы считались у славян всегда признаком здоровья, силы, красоты, а густая мужская борода символически обозначает богатство, и до сих пор в соннике можно найти, что увидеть себя с густой бородой, бровями – к достатку, удаче. С Волосом связывали созвездие Плеяды (древне-русское название - Волосыни). В «Слове о Полку Игореве» Бояна называют «Велесовым внуком», подчеркивая очевидно, что Велес покровительствовал сказителям, поэтам, летописцам. Обычно сегодня Велеса-Волоса изображают статным мужчиной с окладистой бородой, немолодых годов, часто окруженным зверями и птицами. Велес кроме того – оборотень, умеющий принимать любое обличие. 

В славянских мифах Велес – враг Перуна, верховного бога, укравший у него его небесные стада. Любопытно, что в сохранившихся на сегодня славянских мифах отсутствует образ «бога-посредника» между богами и людьми в чистом виде (Меркурий, Гермес, Локи, Лугх и т.п.), но из всех имеющихся Велес с его достаточно противоречивым образом как нельзя лучше подходит на эту роль. Яснее всего на это указывает противостояние с верховным богом и «изгнание вниз» даже его идолов. Многие считают, что это признак его «черноты». С другой стороны, тут следует отметить, что среди языческих богов изначально не было «добрых» и «злых» богов, не было четкого разделения на добро и зло, но были боги-покровители «злых» и «неприятных» вещей. Точно одно, что Велес – действительно бог «человеков», приближенный к нашей противоречивой природе и оттого ей покровительствующий. Кроме того, некоторые источники указывают, что Велес принес в мир людей тайные и магические знания (подобно всем богам-трикстерам), и что природа его находится посредине между Светом и Тьмой. К сожалению, долгий период переосмысления славянских мифов в церковные практически не оставил достоверных свидетельств о том, каков был Велес изначальный и в подробностях, поэтому его историческо-мифические корни до сих пор предмет постоянных споров. 

Велес считается супругом Макоши – богини верховного пантеона славян, чей идол, между прочим, стоял в Киеве «наверху» вместе с Перуном и остальными богами. Макошь – хозяйка подземного мира, небесная пряха судеб, отождествленная с Гекатой, и вместе с нею Велеса также почитают как бога подземного мира, хозяина «нави», т.е. Мира Иного. Иногда его называют лунным богом, что необычно, так как лунными обычно бывали богини, а не боги, это сугубо «женский» архетип. У Рыбакова есть мнение, что именно Велес изображен в трехликом изображении на нижнем уровне Збручского кумира, поддерживающего основание мира. Согласно «Велесовой книге» - источнику, чья истинность, впрочем, никогда не была подтверждена историками – Велес играл в вере древних славян куда бОльшую роль, чем кажется сегодня, являясь одним из основных богов, богом-создателем. 

Сохранилось множество обрядовых действий, заговоров, связанных с Велесом. Например, в его честь оставляли на поле «Волосову бородку» - несколько несжатых стеблей, т.н. волоти. Как правило, современные язычники используют их в основном в магии богатства и изобилия. Говорят, что растущие рядом три веченозеленых дерева – например, три сосны – знак «присутствия Велеса». Местом его считались и перекрестки, что роднит его с другими богами перекрестков – хозяевами судеб и властелинами магической силы. Велесу был посвящен перекресток трех дорог, и вообще «три», похоже, число, непосредственно с ним связанное. На таком перекрестке оставляли жертвы-требы – медь, золото, пиво и квас и др. Днем Велеса считается среда – традиционный день «посередке», день богов-трикстеров. На Масленицу сохранялись элементы уважения Велесу - покровителю плодородия и урожая, когда ряженые надевали тулупы мехом наружу. Сегодня день Св. Власия следует сразу за Масленицей или даже входит в нее (в зависимости от церковного календаря).   

Комментарии

Популярные сообщения

Изображение

Магия цвета